Путешествие
в сказочный мир
Удмуртии
Подать заявку
Сказочные герои Удмуртии

Сказочные герои Удмуртии

Тол Бабай (удмуртский Дед Мороз) – в Шарканском районе

Идея о добром, сказочном персонаже, который познакомит с культурой и самобытностью удмуртов, проживающих в Шарканском районе и в Удмуртии в целом, давно не давала работникам культуры покоя. Мечты из детства и наличие съёмочной площадки первого удмуртского фильма навели на мысль, «а почему бы не быть на нашей земле нашему удмуртскому Деду Морозу, помощнику Российского Деда Мороза», которого решили назвать Тол (зимний ) Бабай (старец). Так идея постепенно воплотилась в проект «В гостях у Тол Бабая», который реализуется с начала 2000-х годов. Начинался он с небольшого домика на окраине деревушки, а в 2012 году для Тол Бабая и его друзей, героев сказок и легенд удмуртского народа, построили замечательную резиденцию. Находится она в селе Шаркан, в 90 км от г. Ижевска.

По древнему преданию, до появления людей жили на земле великаны - "алангасары". Были они большого роста, но недалекого ума. А когда появились люди, алангасары испугались их разума и смекалки, и решили спрятаться в расщелине на вершине Кар-горы, что находится в Шарканском районе Удмуртии. Но самый маленький из алангасаров, перед тем, как укрыться в расщелине, оглянулся назад, чтоб последний раз взглянуть на родные места, и в этот миг расщелина исчезла, словно и нее было вовсе. Долго бродил он по земле, собирая крупицы разума, сумел познать язык зверей и птиц, научился у самой природы и другим премудростям. И вот однажды, в солнечный зимний день, повстречал он на лесной тропинке детей. Дети не испугались, не разбежались в разные стороны, а с интересом стали наблюдать. И потеплело на душе у сурового алангасара. Зародилась между ними крепкая дружба. И прозвали его дети "Тол Бабай" - "Зимний дед".

Усадьба Тол Бабая, – одно из красивейших мест Удмуртии. Косогоры и холмы с пушистыми елями, живительные родники, которыми богата Удмуртия - все это создает особую, волшебную атмосферу.

В усадьбе гостей ждут изба самого Тол Бабая, «Обыда-кар» - жилище удмуртской Бабы-Яги Обыды, уличная сцена, конный двор, детский городок, несколько кафе-беседок и кафе-гостиница «У Тол Бабая». Ежегодно усадьба принимает более 50 тысяч туристов. Каждую зиму работают тюбинговые трассы, освещённая лыжная трасса, прокат снегоходов, квадроциклов, заливают каток.

Тол Бабай бережно относится к природе, и учит этому всех своих гостей. И летом и зимой у Тол Бабая и его помощников много дел: зимой - череда праздников, елки, гости со всех уголков страны, а летом - забота о природе.

Ежегодно в декабре в резиденции Тол Бабая проходит Фестиваль "Сказочные герои на родине Тол Бабая", на него съезжаются волшебники со всех уголков России, главный почетный гость среди которых - Дед Мороз из Великого Устюга. Тол Бабай вместе с внучкой, снежной девочкой Лымыныл встречают гостей в своей резиденции. У Тол Бабая фиолетовая шуба, а не красная, как у Деда Мороза. Сюда едут гости не только со всей республики, но и со всей России.

В Резиденцию Тол Бабая можно приезжать круглый год. Зимой вас ждут разнообразные развлекательные программы и мероприятия, такие, как Фестиваль сказочных героев, Веселая Масленица, Тропа сказок, зимние игры и забавы. Летом можно стать учеником Волшебной школы, отыскать настоящий клад, покататься на катамаране.

Из усадьбы можно отправиться в различные экскурсии: на Шарканскую трикотажную фабрику, в деревню Старые Быги - первую культурную столицу финно-угорского мира, а также поучаствовать в интерактивных мастер-классах - чеканке сувенирной монеты, создании новогодней маски, и выбрать сувениры ручной работы.

С удмуртского языка Тол Бабай переводится как «зимний старец». В отличие от своих собратьев, удмуртский Дед Мороз — это не фольклорный персонаж. Упоминания о Тол Бабае вы не найдете в древних мифах и легендах. Наши предки не рассказывали о нем своим детям, не оставляли для него угощений, как, например, делают американцы для Санта-Клауса. Тол Бабай — это проект инициативных жителей, которые хотели за счет создания такого сказочного персонажа популяризировать удмуртскую культуру. Так что сам по себе удмуртский Дед Мороз достаточно молод: он появился лишь в 2000-х годах.

Помимо того, что Тол Бабай, собственно говоря, не является персонажем древних удмуртских легенд, а был придуман нашими современниками, у него есть и другие отличия от Дедов Морозов народов России. Самое очевидное — это цвет одежды. Шуба удмуртского «зимнего старца» фиолетовая, а не красная или синяя, как мы привыкли. И тому есть свои причины. Фиолетовый является цветом Шарканского района, родины Тол Бабая. Кроме того, для удмуртов этот цвет имел особое значение. Фиолетовый считался символом материального благополучия. Поэтому в красной или синей шубе Тол Бабая вы не увидите.


Баба-Яга – в Граховском районе 

Есть у нас в республике, в Граховском районе, одна неприметная речка, протекающая по красивейшим лесам и полям с названием Яга.

И протекает эта речка по краю небольшой тихой деревни с названием Котловка. Работники местного дома культуры сначала организовывали центр русской культуры "Оберег" - основной целью которого был развитие русской культуры: её традиции, обряды, обычаи. Но в 2013 году центр" Оберег" перерастает в Художественно-этнографический комплекс "Сказочная резиденция Бабы Яги". С этого момента у деревни Котловка настала другая жизнь, наполненная старинными русскими сказками. 


Золотая Сарапуль – в Сарапуле

В качестве отправной точки музейщики рассматривают речную тематику, и в частности легенду о происхождении реки Камы. Главными ее героями являются богатырь по имени Кама и его дочь Золотая Сарапуль.

Предание гласит, что однажды выдалось лето с непрекращающимися дождями, из-за чего произошел разлив всех рек. Берега обвалились, население и животные забирались на вершины гор. И только богатырь Кама был способен противостоять стихии, передвигаясь по затопленной земле. Обойдя все окрестности и увидев, что течение рек перекрыто рухнувшей горой, он заарканил громадный камень и протащил его, вспахав землю как плугом. Сформировалось русло, куда стекла вода – так и появилась река Кама.

Свою дочь богатырь поселил на высоком берегу. Эту мудрую и прекрасную девушку звали Золотая Сарапуль. Она превращалась в чудесную рыбу – стерлядь с изящным гребешком (как корона) на спинке каждый раз, когда людям требовалась ее помощь.


Лопшо Педунь – в Игринском районе

Лопшо Педунь — герой удмуртского фольклора, персонаж коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, бытовых сказок. 

Описание: рыжий бородатый мужчина, который легко идёт по жизни, остроумно высмеивая пороки людей. Любая работа в его руках спорится, и повсюду за ним следует удача. Персонаж сочетает в себе образ мудреца и простака одновременно, высмеивает людские пороки, скупцов, невежд, лодырей. 

Прототипом Лопшо Педуня, по легенде, служил житель деревни Левая Кушья Игринского района Удмуртии — Фёдор Чирков, который родился в 1875 году. Прозвище Лопшо (с удмуртского: балагур, весельчак) Педуню дали односельчане за весёлый и озорной нрав. 

Как – то раз нашел Педунь страницу из «Священной книги» удмуртов, которая считалась утерянной много лет назад. На странице было написано: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя». С тех пор живет Лопшо Педунь и горя не знает, любая работа в руках спорится. Стал он источником остроумия и житейской хитрости, поэтому прозвали его односельчане «лопшо» с удмуртского – «веселый».

Скучно стало жить одному Лопшо Педуню, хозяйство большое, а помогать некому, решил жениться. В жены взял красавицу Одок, в крещении Феодосию, которая была мужу поддержкой и опорой, не боялась никакой работы. Народились у них замечательные детишки, потом внуки пошли, правнуки.

Лопшо Педунь – гостеприимный хозяин, любит угощать гостей пельменями, перепечами готовит их сам по семейным рецептам, передаваемых из поколения в поколения.

В настоящее время усадьба Лопшо Педуня располагается в Центре удмуртской культуры в деревне Сундур Игринского района. Это своеобразный музей под открытым небом, хранилище материального и духовного прошлого удмуртского народа. Для гостей проводится театрализованное представление с участием Лопшо Педуня и его друзей – Моко и Боко. Лопшо Педунь ведет активную жизнь: участвует в межрегиональных конкурсах, снимается в видеороликах. Герой стал узнаваемым символом Игринского района.


Нюлэсмурт (леший) – в Кезском районе

Домик лешего находится в деревне Сосновый Бор Кезского района. От усадьбы Тол Бабая до него — около 80 километров.

В небольшом уютном доме усадьбы «Живица» поселился хозяин леса — Нюлэсмурт, удмуртский Леший. Он выглядит как могучий старец с длинными волосами и бородой. По легенде, леший может менять свой облик: на лугу маскироваться под траву, в лесу — под деревья. А еще Нюлэсмурт — повелитель зверей, именно он решает, в какой берлоге будет спать медведь зимой.

Кроме домика Нюлэсмурта в усадьбе «Живица» можно увидеть и жилища героев русских народных сказок: терем Марьи-искусницы и дом Емели. Дорогим гостям здесь подают запеченную утку или гуся.

Лесной хозяин - Нюлэсмурт

Почти у каждой деревни сохранились места жертвоприношения Нюлэсмурту. Жертвовали Нюлэсмурту птицу: гуся, утку, тетерева или рябчика. Эти места сохранились до сих пор под названием «ӟазегсиённи». Места эти расположены в основном в густом, труднопроходимом лесу и эти места до сих пор представляют из себя густой, непроходимый лес, благодаря своей сакральной славе. В такие места и сейчас заходят с опаской, и без особой нужды не ведут никакую деятельность и поэтому эти места сохранились заповедными. В центре таких мест выделялись крупные деревья, в основном это были сосна или ель. Обряды поклонения Нюлэсмурту еще не забыты, конечно не часто, но при каких – то исключительных случаях эти обряды проводятся и поныне.

Лес в значительной степени определял хозяйственно-культурную специфику удмуртов, сформировал многие черты их характера. Если мы назовем удмуртов лесным народом, пожалуй, не ошибемся. Особенно это касается Северных удмуртов с верховьев Чепцы.

Нюлэсмурт - очень серьезный хозяин. Он не любит шутить в отличие от лешего, который может сыграть с вами злую шутку. В его действиях нет глупости, его действия направлены на охрану своей территории и его обитателей. Здесь он похож на главу большого семейства. От которого требуется строгий порядок в доме и охрана семьи от внешнего воздействия. Не любит, когда шумят в лесу, особенно в сумерках. В сумерках он обходит свое хозяйство, в это время встреча с ним может обернуться бедой, человек может заблудиться, потерять контроль над собой.

В таких ситуациях обращались к Нюлэсмурту с просьбой отпустить и обещанием принести в жертву гуся. В некоторых случаях конкретно указывался окраска гуся, чаще белого. После этого человек легко мог найти дорогу домой.

В Кезском районе в настоящее время леса занимают 60% от общей площади .А до революции площади занимаемые лесом доходили почти до 90%. Лес давал не только материалы для строительства и технических нужд, лечил людей, был местом для выгона скота. Охота, пчеловодство и собирательство давали дополнительные продукты на скудный стол удмурта. Всем этим богатством, тайнами лесными, по мнению северных удмуртов, распоряжался Нюлэсмурт (Лесной Человек). Он мог помочь на охоте, но может и жестоко покарать. Поэтому в связи с чрезвычайно важным значением леса в жизни местного населения Нюлэсмурт стал самым почитаемым божеством.

Нюлэсмурт – бренд гостиного двора «Живица».


Тэлькузё (хозяин леса) – в Сюмсинском районе

Тэлькузё — хозяин леса из удмуртского фольклора, добрый и энергичный аналог лешего, дух-хранитель.  Считается, что Тэлькузё живёт в Сюмсинском районе Удмуртии. Вместе с помощницей лесной феей Чашканыл он помогает путникам и угощает их дарами леса. 

Тэлькузё приглашает гостей , посетить свои владения, насладиться чистым воздухом, пением птиц, умыться волшебной родниковой водой, летом собрать грибов и ягод, ароматных душистых трав.

Тэлькузё, верный друг зверей и птиц. Каждый его день, проходит в делах и заботах, особенно в летнее время, ведь в его владениях столько ягод, от земляники до клюквы. Но у нашего Тэлькузё есть хорошая помощница, все её называют Чашканыл. Так кто же она такая, и откуда появилась?

Вот о чём говорят мифы и легенды: "Жил поживал на свете Тэлькузё, за хозяйством лесным смотрел, а в свободное время, лапоточки плёл. Но, однажды, ему скучно стало, и решил он себе помощницу сплести. Пошёл на опушку леса, набрал разных трав и веточек, и сплел девушку, власа её -туманы белые, в глаза добавил синь речушек. Пошёл на родник Тарасшур, набрал водицы святой, брызнул на своё создание, а девица то и ожила. Ведь и в народе не зря говорят, что в роднике Тарасшур-водица целебная, живительная. Так и ствли жить вместе, Тэлькузё и его помощница. Но, однажды, гуляя по лесной тропинке, наша лесная девушка вышла в деревню. Люди, увидев её, стали говорить: " Смотрите, смотрите, Чашканыл идёт!" - что означало "лесная девушка". С тех пор, таки и стали называть её-Чашканыл. Полюбили её люди, уж больно смекалистой оказалась, от местных мастериц научилась перепечи, да блины печь, да разному рукоделью. А Чашканыл им лесные истории рассказывала да загадывала разные загадки про лес, да про обитателей его. Так и осталась жить с людьми, а когда гости в село приезжают, так она за синичкой весточку Тэлькузё отправляет, а потом вместе гостей встречают, да перепечами угощают." А что же наш Тэлькузё, плетёт ли он по- прежнему свои лапти? Да, конечно плетёт, только они у него сейчас миниатюрные, вот такие лапоточки удачи и счастья.


Ачарвак – в Юкаменском районе

Деревня Тылыс в Юкаменском районе Удмуртии — место обитания сказочного персонажа Ачарвак. 

Ачарвак — героиня бесермянского фольклора, полуптица-получеловек, которая отвечает за богатый урожай. По преданиям, она охраняет деревню. 
 
Представьте себе человека - птицу...Представили?! Необычно, правда... Именно такая героиня удмуртской культуры встретит вас на Княжем дворе в Тылысе - месте силы бессермян. Обитает Ачарвак там, где бьёт множество ключей и текут родники. Она издревле является Хранительницей Тылыса, о чём рассказывается в необычных мифах и легендах бессермянского народа. Проживает эта немногочисленная нация на северо- западе Удмуртии, говорит на особом наречии удмуртского языка, которое возникло под влиянием татарской культуры, а ее мифология неординарна и загадочна...Незря в нашей культуре особое место отводится загадочной Ачарвак... отвечает эта полуптица- получеловек за урожай. С давних времён бессермяне, чтобы уберечь свой посевы от птиц, приносили для нее угощения на берег реки. Но не только за огородные дары отвечает полуптица..."Пусть ловится рыбка, да покрупнее..." - и с такими просьбами обращался бессермянский народ к своему фольклорному герою. А если вас заинтересовала загадочная Ачарвак, двери ее резиденции в деревне Тылыс Юкаменского района всегда открыты для посетителей, да и сама хозяйка всегда рада гостям!


При поддержке: